Тестирование микроскопов

Довольно часто нам задают вопросы про те или иные микроскопы, просят дать совет по покупке и т.д. Большинство микроскопистов не могут давать советы, рекомендации, если не работали с тем или иным оборудованием.
Один из наших проектов позволил познакомиться с некоторыми микроскопами фирмы Motic.
Многие из нас скептически относятся к любым товарам, произведённым в Китае. И мы не исключение. Ещё давно читал, что в Китае есть фирма Motic и микроскопы этой фирмы охотно покупают в Европе. Увидев микрофотографии, выполненные моими зарубежными коллегами с помощью камеры Moticam 2500, я ещё больше заинтересовался этой фирмой. Но эта фирма видимо работала для Европы и других стран, в России в то время не встречал микроскопы и камеры Motic. Но время идёт, оборудование Motic уже не первый год в России и наконец-то удалось познакомиться с некоторыми микроскопами этой фирмы.
Краткую историю  развития этой фирмы можно почитать здесь:
http://www.moticam.ru/o-kompanii/

 Начнём с учебных (школьные, студенческие) микроскопов, с которыми удалось познакомиться лично.

Для справки: Учебные микроскопы (школьные), как правило, должны использоваться в школах, лицеях, гимназиях, колледжах в соответствии с программами обучения биологии и др. естественнонаучных дисциплин. Это их основная функция, поэтому в микроскопах предусмотрен один метод контрастирования - светлое поле.

1. Биологический микроскоп Motic F1115 LED

Краткое описание из спецификации:
"Микроскоп для учебных целей со светодиодом. Монокулярная насадка с наклоном 45˚и возможностью вращения на 360˚. Широкопольный окуляр WF10x/18. 4-гнездная револьверная головка. DIN -ахроматические объективы 4х, 10х, 40х. Раздельная грубая и точная фокусировка. Фокусируемый конденсор Аббе А=1,25 с ирисовой диафрагмой. Микроскоп имеет встроенный аккумулятор, обеспечивающий до 60 часов работы осветителя в автономном режиме; диод - 20Ма, 3,5В 70мВт. Дополнительно: объективы 20х/0,40; 60х/0,85 и 100х/1,25МИ"

Неплохо для учебного (школьного) микроскопа, если судить по этой информации. Лично я не помню, чтобы в школах были микроскопы с точной фокусировкой и широкопольными окулярами и конденсором Аббе. Обычно в школах микроскопы без точной фокусировки и без конденсора Аббе, а порой подсветка зеркалом.
А теперь начнём с самого начала – с упаковки:
 Неплохо для транспортировки как транспортной компанией, так и в личном багаже.
Открываем упаковочку:
 И первое, что мне лично бросается в глаза: есть футляры для объективов. Замечательно!
Достаём микроскоп:
 Приятная упаковка и защита оптики.

Снимаем упаковку и замечаем, что прямо из упаковки микроскоп практически готов к работе, только необходимо повернуть на 180 градусов монокулярную головку и присоединить шнур питания:
 Сразу же захотелось без предварительной настройки, очистки и др. посмотреть препарат на этом микроскопе, что я и сделал и ниже опубликую микрофотографии.

Фирменный чехол для защиты от пыли:
 и ещё раз сам микроскоп:
Естественным желанием было сравнить этот учебный микроскоп с одним из школьных микроскопов, который активно закупают в школы и даже некоторые ВУЗы. Надо отметить, что этот "школьный" микроскоп (на фото он справа) без каких-либо ярлычков и названий и непонятно кто производитель, но понятно, что из Китая:
Motic слева. Даже по фотографии вы можете сделать некоторые предварительные выводы.
Но давайте поближе посмотрим на объективы обоих микроскопов и сравним их:
Сравнивая визуально эти объективы, замечаем, что объективы "школьного" микроскопа выполнены не по требованиям международного стандарта (присоединительная резьба, маркировка и др.). Ну а как же картинка в этих микроскопах? Сравним? Используем свой постоянный препарат, изготовленный в нашей лаборатории - поперечный срез корня папоротника Орля́к обыкнове́нный (лат. Pterídium aquilínum). На микрофотографиях вы увидите проводящие пучки корня папоротника, крупные клетки с красными клеточными оболочками - сосуды ксилемы (водопроводящие элементы).
Все микрофотографии выполнены камерой Nikon Coolpix 4500, фотографии лишь уменьшены, без другой обработки.
Окулярная съёмка через родной окуляр Motic F1115 LED, объектив камеры просто приставлен к окуляру. В этих объективах расположена "указка" - чёрная заострённая "иголка". Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х):

Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х):

Окулярная съёмка через родной окуляр Motic F1115 LED, объектив камеры просто приставлен к окуляру. Объектив микроскопа 10х (общее увеличение микроскопа 100х):

Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 10х (общее увеличение микроскопа 100х) :

Окулярная съёмка через родной окуляр Motic F1115 LED, объектив камеры просто приставлен к окуляру. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х):

 Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х) :
 Как вы считаете, неплохая картинка для учебного (школьного) микроскопа?

Давайте посмотрим этот же препарат на другом "школьном" микроскопе:
Окулярная съёмка через родной окуляр этого микроскопа, объектив камеры просто приставлен к окуляру. Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х):

 Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х) :

 Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 10х (общее увеличение микроскопа 100х) :

 Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х):

 И некоторые размышления:

1. Тестируемый так называемый "школьный" микроскоп неизвестного производителя, предлагаемый школам Учколлекторами, по нашему мнению больше подходит к группе 1. - Микроскопы-игрушки.
Эти микроскопы часто внешне похожи на обычные учебные микроскопы, они компактные, лёгкие. Оптика в таких микроскопах выполнена из пластмассы или металлизированной пластмассы или дешёвого стекла. Требования Международных технических стандартов не соблюдаются (это также один из показателей "микроскопа-игрушки"). Эти микроскопы рассчитаны на минимальный срок службы, они дешёвые...
Стоит отметить, что этот микроскоп неизвестного производителя в прошлом году в Учколлекторе продавали за 2000 рублей, поэтому некоторые школы закупали именно такие дешёвые микроскопы. Мало того, такие микроскопы-игрушки иногда закупают некоторые ВУЗы...Нонсенс...Представляете какие знания будут у таких "биологов"?


Задайте себе вопрос: вы хотите, чтобы наши дети в школах смотрели объекты при помощи таких "микроскопов-игрушек"?
Лично мы категорически против использования подобных дешёвых микроскопов в школах. Именно в школах первый взгляд в окуляр микроскопа вызывает те или иные эмоции о микромире, да и зачастую тягу к биологическим знаниям...Не забывайте и о зрении школьников.

2. Микроскоп Motic F1115 LED по требованиям к учебным микроскопам вполне подходит: выходные и технологические параметры соответствуют принятым стандартам. Оптика стеклянная, механика хорошая, есть точная фокусировка.
Освещение с помощью светодиода 20Ма, 3,5В 70мВт вполне достаточно для работы не только с объективом 40х, но и даже 100х, хотя в школьной программе это не предусмотрено. Но зато в школах есть элективы и по ФГОС должны проводиться исследовательские работы.
Есть 4-е посадочное гнездо в револьвере, куда можно поставить дополнительный объектив.

Использование светодиода имеет и другой плюс: микроскоп не нагревается, как с обычной лампой накаливания, что важно для безопасности работы с детьми.
Ну и картинка в этом учебном микроскопе Motic F1115 LED вполне хорошая (см. выше). Такой учебный микроскоп можно использовать как в школах, так и в ВУЗах для обучения студентов.

Часто цена микроскопа играет решающую роль, даже в учреждениях образования...Посмотрим на прошлогоднюю цену Motic F1115 LED от 22.09.2014 г. - 10500 рублей.
Естественно, нам скажут, что дорого. Но отметим, что цена микроскопов из группы 2 "Учебные микроскопы" зачастую на порядок выше микроскопов группы 1 "Микроскопы-игрушки". Тут удивляться не стоит.

Очень жаль, если учебные заведения будут продолжать экономить на детях...

В следующий раз протестируем другой учебный микроскоп Motic.

 Продолжаем тестирования школьных микроскопов:

2. Биологический микроскоп Motic SFC-100FL


Краткое описание из спецификации: Биологический микроскоп Motic SFC-100FL. Монокулярная насадка с наклоном окулярных трубок 45˚ и возможностью поворота на 360˚.  Широкопольный  окуляр WF10x/18. DIN-ахроматические объективы 4х, 10х, 40х. Раздельная грубая и точная фокусировка. Встроенный конденсор А=0,65. Ирисовая диафрагма. Источник света: лампа накаливания 10Вт.


Начнём с упаковки:


Открываем упаковку:
Традиционно для фирмы Motic  качественная упаковка микроскопа.

Достаём микроскоп:
Всё как с предыдущим микроскопом: защита оптики и предметного столика.

А что это за знак на штативе?
Это знак, предупреждающий о том, что надо быть осторожным, так как светильник нагревается от лампы накаливания. Мелочь, но важная для школьных микроскопов.

Посмотрим ближе объективы и предметный столик:

Всё соответствует спецификации и требованиям к школьным микроскопам.

Микроскоп готов к работе:


Используем свой традиционный для тестирования постоянный препарат, изготовленный в нашей лаборатории - поперечный срез корня папоротника Орля́к обыкнове́нный (лат. Pterídium aquilínum). Все микрофотографии выполнены камерой Nikon Coolpix 4500, фотографии лишь уменьшены, без другой обработки.
Окулярная съёмка через родной окуляр микроскопа, объектив камеры просто приставлен к окуляру. В этих объективах расположена "указка" - чёрная заострённая "иголка". Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х):



Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 4х (общее увеличение микроскопа 40х):




Окулярная съёмка через родной окуляр, объектив камеры просто приставлен к окуляру. Объектив микроскопа 10х (общее увеличение микроскопа 100х):

 Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 10х (общее увеличение микроскопа 100х) :



Окулярная съёмка через родной окуляр микроскопа, объектив камеры просто приставлен к окуляру. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х):




Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х):

Ну и как вам картинки с этого школьного микроскопа?  Конечно, со светодиодом картинки лучше наблюдать и безопаснее для школьников. Но и этот микроскоп гораздо лучше, чем "школьный" микроскоп из Учколлектора...


Микроскоп Motic SFC-100FL по требованиям к учебным микроскопам вполне подходит: выходные и технологические параметры соответствуют принятым стандартам. Оптика стеклянная, механика хорошая, есть точная фокусировка.
Освещение с помощью лампы накаливания 10Вт вполне достаточно для работы со всеми объективами этого микроскопа. Есть 4-е посадочное гнездо в револьвере, куда можно поставить дополнительный объектив.
Картинка в этом учебном микроскопе вполне хорошая. Такой учебный микроскоп можно использовать как в школах, так и в ВУЗах для обучения студентов.

3. Биологический микроскоп Motic RED-132


Краткое описание из спецификации:
Бинокулярная насадка с наклоном 30˚и возможностью вращения на 360˚. Широкоугольные окуляры WF10X/18мм, один с указателем, 4-гнездная револьверная головка, ахроматические объективы EA 4X, 10X, 40X S, 100X S-Oil, коаксиальная грубая и точная фокусировка, конденсор Аббе A =1,25, беспроводная светодиодная подсветка 20mA, 3.5V, 70мВт с контролем интенсивности, питание 100В-240В, защитный чехол от пыли, иммерсионное масло (5 мл), зарядное устройство и батареи.

Изготовители заявляют:
"Микроскопы серии RED являются результатом многолетнего и глобального исследования рынка, все оборудование отвечает современным требованиям, инновациям и последним технологиям на рынке. Как опытный производитель микроскопов, компания Motic сумела представить Вам совершенно новую линию микроскопов. Серия RED 100 представляет собой идеальную линейку микроскопов для учащихся средней школы".


То есть, это микроскоп для учащихся школ. Давайте познакомимся с ним поближе: 

Упаковка:
 Открываем:

Стандартная для фирмы Motic упаковка. То есть, микроскоп хорошо переносит пересылку.

Смотрим далее: 



Ничего себе "линейка микроскопов для учащихся средней школы"...Хотел бы я видеть такие микроскопы в российский средних школах...Бинокулярная насадка, широкоугольные окуляры, коаксиальная грубая и точная фокусировка, конденсор Аббе A =1,25 и даже объектив с увеличением 100х...И на школьных партах не нужны розетки электропитания. Заранее подзарядил аккумуляторы микроскопа и, пожалуйста, ставьте на парту микроскоп и работайте.
Автономная светодиодная подсветка. Ну разве это не мечта учителей биологии российских школ?

Давайте посмотрим наш традиционный препарат на микроскопе Motic RED-132:

Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 4х, 

общее увеличение микроскопа 40х) :





Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 10х,

 общее увеличение микроскопа 100х) :


Окулярная съёмка с помощью оптико-механического адаптера 10х. Объектив микроскопа 40х (общее увеличение микроскопа 400х):






Очень даже не плохо для школьного микроскопа.
Объектив 100х с масляной иммерсией вряд ли будут использовать на обычных школьных занятиях, разве что при выполнении исследовательских работ.

Но микроскоп довольно удобен в переноске и установке, хорошая картинка для микроскопов такого класса.
Вот только когда кабинеты биологии наших российских школ начнут переоборудовать...
Посмотрел информацию про этот микроскоп в сети Интернет. Есть выбор в линейке RED:

http://www.mikroskop-shop24.de/Mikroskope/Motic/Red-100-Serie
  
А что пишут на российских сайтах? К примеру, здесь:
 http://www.moticam.ru/katalog/uchebnye-mikroskopy/seriya-red/red-132/

" Микроскоп серии RED 132 представляет собой идеальную линейку для учащихся в высших учебных заведениях, а так же микроскоп используется при рутинной работе в медицинских и биологических лабораториях".

Во как...А почему бы и нет? Вполне хороший микроскоп для студентов. Что касается рутинной работы в медицинских и биологических лабораториях, то это должны решать сами лаборатории, протестировав  RED 132. Как бюджетный вариант вполне может подойти. А если заменить объективы на более "серьёзные", то можно более комфортно работать с методом светлого поля.

Микроскоп Motic RED-132 по требованиям к учебным микроскопам вполне подходит: выходные и технологические параметры соответствуют принятым стандартам. Оптика стеклянная, механика хорошая, есть точная фокусировка.
Автономное освещение с помощью светодиода  вполне достаточно для работы со всеми объективами. Микроскоп не только красив, но и удобен в работе.




Ну и наденем на него чехол из коробки:

Спасибо за внимание! Продолжение следует.

2 комментария:

  1. а что за элементы были представлены под микроскопом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ПОД микроскопом - поверхность стола, на котором установлено оборудование. Если Вы спрашиваете про объект, который использовали для тестирования микроскопов, то о нём выше написано: "Используем свой традиционный для тестирования постоянный препарат, изготовленный в нашей лаборатории - поперечный срез корня папоротника Орля́к обыкнове́нный (лат. Pterídium aquilínum)".

      Удалить